logo logo-center Карта сайта
Search



     
 

Плакаты,
изданные в нашей поликлинике





  
 



ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
УВД Брестского облисполкома
по вопросам сообщений
о фактах любых
противоправных действий :
8 (0162) 20 08 16 -
круглосуточно

 

 


 



 


 




Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Что такое тонкая моторика рук?

Развитие мелких мышц пальцев рук, способность выполнять ими тонкие, координированные манипуляции (взятие мелкого предмета, втягивание нитки в иголку).
Созревание хватательного движения начинается от более грубых мышц плеч  к более точным мышцам суставов кисти, большого и указательного пальцев. Хватательный предмет попадает сначала в поле действия внутренней руки (ладони). Отсюда постепенно «путешествует» в процессе развития к кончикам пальцев и одновременно радиально к указательному и большому пальцам.
У новорожденного ребенка кисть зажата в кулачок: большой палец приведен к ладони, а сверху на него накладываются остальные четыре пальчика.
Для новорожденных детей характерен хватательный рефлекс, если ребенку вложить большие пальцы исследователя в его ладонь, то он крепко хватается за них. Данный рефлекс характерен для всего периода новорожденности и угасает к концу 2-го месяца жизни.
На 2-ом месяце жизни – закрытое положение рук все чаще прерывается периодами, во время которых ладонь остается более открытой.
К концу 3-го месяца жизни ребенок двигает полуоткрытой ладонью в направлении находящегося перед ним предмета.
На 4-ом месяце жизни ладони преимущественно полуоткрыты, малыш активно забавляется своими руками, рассматривает их, берет их в рот, тянет в рот игрушку.
К концу 5-го месяца видим движение рук в направлении предмета, осуществляется  преимущественно двумя руками. Движение еще нескоординированное, но уже нацеленное, так что открытые руки касаются предмета. Это первая ступень координации глаза-рука, которая постоянно совершенствуется в дальнейшем.
На 6-ом месяце ребенок активно хватает игрушку, причем хватает всей ладонью, перекладывает предметы из руки в руку. Ладонное хватание.
В 7-8 месяцев ребенок может удерживать одновременно по игрушке в каждой руке, захватывает пальцами и вытянутым большим пальцем, не дотрагиваясь ладонью, -  «пальчиковое» хватание.
На 9-10-ом месяце захватывает предметы двумя пальцами «пинцетный захват» - вытянутыми большим и указательным пальцами.
11-12 месяцев жизни «щипцовый захват» - захватывает предметы подушечками согнутого указательного и большого пальцев.
С какого возраста, и какие упражнения можно проводить для развития тонкой моторики рук?
Начинать надо с возраста новорожденности. В этом возрасте можно использовать простые упражнения, доставляющие удовольствие не только малышу, но и маме. Возьмите руку ребенка и погладьте его  кулачком по своему лицу, старайтесь, чтобы кисти открылись. Подуйте в открытую ладошку, постучите, потрите ладошкой о ладошку. Можно погладить ладошкой малыша, лежащего на животике, по пеленочке или подстилке, на которой он лежит.
Упражнения должны быть непродолжительными, вызывать положительные эмоции у малыша.
С конца 3-го месяца пробуйте давать игрушки в руки. Если ребенок не тянется к игрушке, на которую смотрит, Вы можете легонько пошлепать его игрушкой по рукам. Можно сшить  коврик из различных по качеству лоскутков ткани, нашить на него разноцветных и разновеликих пуговиц. Выложив ребенка на живот на этот коврик, открытой ладошкой ребенка  нужно гладить по коврику. 
4-6 месяцев.  Привлекайте внимание ребенка к его рукам тем, что возьмите их в свои руки, подуйте на них, поцелуйте, двигайте по Вашему лицу. При этом надо делать так, чтобы разные руки выполняли разные действия. Например: правая рука на ваших губах (дуйте на нее), левая на Вашей щеке. Предложите малышу игрушки разные по цвету, качеству, удобные для захвата. Попробуйте дать ребенку, держащему игрушку в одной руке, еще одну, если он не переложит в другую руку игрушку, помогите ему с этим справиться.
7-9 месяцев. Возьмите 2-3 маленьких предмета, позаимствованных на Вашей кухне (пластмассовые крышечки для молочных бутылок), покажите, как Вы перекладываете их из руки в руку, пусть он попробует их повторить. Во время приема пищи разрешите своему малышу самому брать маленькие кусочки пищи и класть их в рот. Разрешите ребенку поиграть, рисуя на бумаге пальцем, обмакнутым в кисель. Попросите ребенка показывать пальцем котов, собак, машин. Давайте игрушки со сложными выступами (насечки, дырочки), чтобы все можно было обследовать пальчиком. Не забывайте про игры «ладушки», «сорока-ворона».
10-12 месяцев. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч, используйте 2-3 мячика. Научите звонить в колокольчик. Обязательно подарите ребенку машину, покажите, как ее катать. Дайте малышу попрактиковаться надевать на себя бусы на шею через голову, бусы из крупных бусин (можно из скомканной фольги). Используйте пирамиду, если ее нет, ее легко может заменить Ваша рука, поднятая вертикально, пусть малыш надевает на нее широкие браслеты. Завяжите ему яркой лентой бантик на ложке - пусть развяжет. Пусть вместе с Вами соберет мозаику: пустые катушки, деревянные бусины, каштаны, кубики, небольшие крышечки. Когда кормите ребенка, дайте ему ложечку в руку, пусть мешает свою кашу, а если получится, то наберет ее в ложку. Учите показывать нос, глаз, ушко.
И обязательно хвалите своего малыша, потому что он - самый лучший.

Нерода Ирина Васильевна
Врач-невролог 
Филиал Брестская городская детская поликлиника №2 
УЗ «Брестская центральная поликлиника», 2007.