logo logo-center Карта сайта
Search



     
 

Плакаты,
изданные в нашей поликлинике





  
 
  


ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
УВД Брестского облисполкома
по вопросам сообщений
о фактах любых
противоправных действий :
8 (0162) 20 08 16 -
круглосуточно

 

 


 



 


 



 Нарушение осанки у детей.

Каждый человек имеет определённую, свойственную ему осанку, характерную для него так же, как, например, форма лица , цвет глаз и т. п.

Осанка – положение тела в пространстве (сидя и стоя), активное удержание тела в про-странстве; зависит от конституции, функционального состояния мышц, психического со-стояния.
В повседневной жизни естественной осанкой стоящего человека является положение с одной опорной ногой, другой обезгруженной – так называемая поза скульптурного изображения. Опорная и обезгруженная ноги меняются через короткий промежуток времени,  вследствие чего усталость находится в физиологических границах.
Для исследования пользуются нормальным анатомическим положением, т.е. позой при равномерной нагрузке обеих ног, разогнутых в коленных суставах. В таком положении тела различают пять разновидностей нормальной осанки.

1.Осанка привычная, которую принимает туловище, стремясь удержать выпрямленное положение  без особого мышечного усилия. Этот вид осанки занимает среднее место ме-жду расслабленной и выпрямленной (напряжённой ). Чем больше она приближается  к выпрямленной,  тем привлекательнее она кажется, чем ближе к расслабленной, тем больше склонны мы считать её нарушенной. У детей до 5-7 летнего возраста нет привычной осанки. Она вырабатывается с годами в период развития ребёнка путём упражнений, автоматизирующих ее, поэтому привычную осанку называют также автоматической.

2.Осанка покоя. При мышечном утомлении, пониженном внимании и сниженном мы-шечном тонусе возникает расслабленная осанка покоя, при которой грудной  и поясничные физиологические изгибы усиливаются. Грудная клетка кажется уплощённой, живот выпяченным. Туловище в вертикальном положении стабилизируется  пассивными тормозами – связками и костями. Решающим при осанке покоя является снижение мышечной работоспособности, поэтому ослабленная осанка не ограничивается дряблостью мышц туловища и дополняется наклоном стоп вовнутрь, переразгибанием суставов, увеличением наружного отклонения голеней. Меняющееся напряжение и приходящие повышенные психические нагрузки отражаются на осанке. Если мышечная слабость с возрастом не выравнивается, то нестойкие изменения могут фиксироваться и расслабленная осанка покоя делается стойкой.

3.Осанка выпрямленная – позвоночник активным мышечным напряжением разогнут, наклон таза уменьшен. Выпрямленную осанку называют иногда рабочей осанкой (используется при исследовании пациента). Для получения этой осанки необходимо выпрямить туловище и уменьшить наклон таза для выравнивания поясничного физиологического изгиба.

4.Осанка неустойчивая типична для подростков с ослабленным здоровьем. Она прибли-жается к осанке покоя, при которой туловище удерживается не мышечным напряжением, а связочным аппаратом и костными тормозами. К увеличенным физиологическим изгибам в грудном и поясничном отделе может присоединиться боковое искривление позвоночника, меняющееся в направлении и степени, наклон позвоночника то вправо, то влево – осаночное боковое искривление.

5.Осанка сколиотическая – привычное боковое отклонение позвоночника чаще всего влево, значительно реже вправо. Боковое отклонение позвоночника не фиксировано, рентгенологические изменения формы и структуры  отсутствуют, нет признаков тории позвонков  (рёберный горб и мышечный валик не определяются). Привычное фронтальное искривление позвоночника является признаком общего ослабления здоровья ребенка или длительных отрицательных эмоций.  Под нарушением  осанки принято в настоящее время понимать уменьшение работоспособности мышц спины и туловища. В результате пониженной мышечной работоспособности нормальная статическая нагрузка оказывается чрезмерной и способность удерживать туловище выпрямленным снижается или даже утрачивается.  Распознают степень нарушения осанки, пользуясь специальным тестом:      пациент принимает выпрямленную осанку и поднимает дополнительно вперёд до уровня плеч выпрямленные руки. 

В зависимости от того, как долго исследуемый может удержать при поднятых руках осанку выпрямленной , различают:
1) нормальную , здоровую осанку – выпрямленное туловище может быть удержано свыше 30 сек; 
2) ослабленную осанку , выпрямленное туловище может быть удержано меньше 30 сек; 
3) утрату нормальной осанки : выпрямление туловища при поднятых руках вообще невозможно.  
Нарушение осанки происходит в детском возрасте, в котором совершается развитие организма и формирование личности.  Принцип ортопедического лечения таких детей должен состоять в укреплении здоровья – пребывание детей на воздухе, солнце, активные игры, хорошее питание, ЛФК, занятия плаванием (стиль брассом). У детей школьного возраста необходимо обратить внимание на специальную корригирующую гимнастику, формирование правильной осанки при ходьбе и сидении. 

Дашкевич Ярослав Николаевич
Врач ортопед-травматолог
Филиал Брестская городская детская поликлиника №2
УЗ «Брестская центральная поликлиника», 2008.