logo logo-center Карта сайта
Search



     
 

Плакаты,
изданные в нашей поликлинике





  
 



ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
УВД Брестского облисполкома
по вопросам сообщений
о фактах любых
противоправных действий :
8 (0162) 20 08 16 -
круглосуточно

 

 


 



 


 




Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Детская нервность и ее профилактика.

Статья опубликована в виде интервью под названием «Берегите нервы малыша» в газете « Брестский вестник» №7 от 17.02.11.г.

Нервный ребенок! Сколько печального и тревожного скрыто в этом словосочетании... Что же такое детская нервность и какими являются меры ее профилактики?
Детская нервность или неврозы – это обширная группа расстройств, возникающих у ребенка в ответ на психотравму (тяжелые неприятные переживания, вызванные неправильным подходом к ребенку или неблагоприятным бытом). По – научному – это психозащитное приспособление к реальности неуверенного в себе человека, вызванное психотравматизацией, но не каждый ребенок перенесший психотравму заболеет неврозом. Для того, чтобы возникло заболевание, необходимо сочетание воздействия психотравмы на слабый нервной системы. Таким образом, нервные дети – это дети с неустойчивой нервной системой, которая бывает слабой с рождения, но чаще нервная система ослабевает под влиянием внешних факторов: частые простудные заболевания, травмы, ушибы головного мозга, неправильное воспитание ребенка.

Выделяются две основные категории психотравм: острый неожиданный испуг (нападение собаки, незнакомого человека, пожар, гроза и др.) и длительная неблагоприятная обстановка в семье, детском саду и школе.
Путь к неврозу начинается с возникновения у ребенка неуверенности, тревожности.

Тревога – одна из самых частых эмоций у человека. Это чувство надвигающейся опасности, когда сам характер опасности еще неясен, и сопровождается вегетативными расстройствами, сердцебиением, потливостью, чувством холода в теле и т.д., ноги становятся ватные, т.е. тревога – это чувство ожидаемой опасности (вызовут на уроке, получу плохую оценку, не сдам экзамен, будут ругать родители и т.д.)

Страх – это человек уже столкнулся с опасностью,  сопровождается вегетативными расстройствами. Эти вегетативные расстройства заставляют ребенка не совершать поступок, чтобы избежать опасности (обходить собак, темную улицу, отказ идти в школу и т.д.).

Итак, главная причина детской нервности – это стрессы, конфликты в жизни, неудачи.

Какие стрессы имеют значение для детей?

Для дошкольников:

- утрата или отсутствие чувства защищенности;

- изначально жестокая семья;

- эмоционально отвергающая семья;

- недостаток надзора и ухода за ребенком, гипоопека;

- утрата или болезнь близкого человека;

- негармоничные семьи: распадающиеся, распавшиеся или ригидно солидарные семьи;

- чрезмерные требования, предъявляемые к ребенку;

-  появление нового члена семьи: брата, сестры, отчима, мачехи;

- противоречивое воспитание;

- отрыв от семьи, помещение в детский сад, больницу.

Для детей школьного возраста:

- невозможность соответствовать ожиданиям семьи;

- переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи;

- неприятия ребенка семьей, детским коллективом, педагогами, вплоть до враждебного отношения к ребенку;

- невозможность справиться с учебной нагрузкой;

- отрыв от семьи, смена места жительства;

- утрата или болезнь близкого человека.

Для маленьких детей наиболее значимы отрыв от семьи, для школьников невозможность удовлетворять чаяниям родителей,
а для подростков – отвержение социальной группы к которой он хотел бы принадлежать.
Для психического здоровья чрезвычайно опасен отказ от веры в будущее, утрата значимых для индивидуума объектов.
Существуют одушевленные и неодушевленные факторы окружающей среды, позволяющие человеку чувствовать себя уверенно, комфортно. Страх их утраты ведет к капитуляции, отказу от будущего, потери веры и оптимизма.
Это бывает при чрезмерно строгом воспитании ребенка или высоких требованиях, предъявляемых к ребенку, что ведет к капитуляции, отказу от будущего, потери веры и оптимизма, снижению защитных сил организма.

Важно несоответствие требований среды и способностей личности и адекватного реагирования на них, важно как личность приспосабливается сама, а также, как окружающие помогают ребенку в преодолении трудностей. От этого зависит, заболеет ребенок неврозом или нет.

Если семья понимает проблему ребенка, готова ему помочь, то стрессы не так патологичны. А если же ребенок воспитывается  тревожно – мнительной мамой с чрезмерной опекой над ребенком, когда ему не дают возможности выразить свои чувства, поплакать, покричать, то у ребенка формируется чувство бессилия, отрицания, отчуждения. Такие дети склонны к реакциям отказа, ухода от разрешения конфликтной ситуации. Такое же состояние возникает и у заброшенных детей с недостатком ласки, тепла, ухода, если родители чрезмерно строгие, требовательные или злоупотребляют алкоголем. У ребенка возникает чувство отверженности, ненужности.

Психологические исследования и жизненный опыт подтверждает, что родители, охваченные страхом за будущее своего ребенка, не способны установить с ним правильный контакт и доверительные отношения. Ребенок в условиях давления  и жестких требований будет слепо выполнять родительские требования, но никогда не раскроет свою душу. В условиях гиперопеки он будет  всячески избегать доверительных общений, прибегая к обману, всевозможным уловкам.

Уважаемые родители, занимаясь воспитанием, постарайтесь "не перегибать палку",
чтобы избежать возникновения у Вашего ребенка невротических или тревожных расстройств
.

Синицина Мария Николаевна
Врач – психотерапевт
Филиал Брестская городская детская поликлиника №2
УЗ «Брестская центральная поликлиника», 2010.