logo logo-center Карта сайта
Search



     
 

Плакаты,
изданные в нашей поликлинике





  
 



ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
УВД Брестского облисполкома
по вопросам сообщений
о фактах любых
противоправных действий :
8 (0162) 20 08 16 -
круглосуточно

 

 


 



 


 



Близорукость у детей.
      
Близорукость – миопия (от греческого «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд зрение) – является довольно распространенным дефектом зрения и является одной из наиболее важных социальных проблем современного общества.

Согласно статистике близорукость отмечается у 25-40% населения развитых стран. 80% всей близорукости составляет слабая и средняя степень, 20% - миопия высокой степени или миопическая болезнь. Такая близорукость является одной из главных причин инвалидности в результате заболеваний глаз.
Как правило, эти осложнения развиваются у лиц трудоспособного возраста, поэтому профилактика близорукости и ее осложнений возведена в реестр государственной задачи.

Различают врожденную и приобретенную близорукость. Врожденная близорукость – формируется в период внутриутробного развития плода. Такая близорукость может быть наследственной и ненаследственной. Наследственная форма передается как по аутосомно – доминантному, так и аутосомно - рецессивному типу.
При аутосомно – доминантном типе близорукость возникает позже и протекает более благоприятно, обычно не достигает высокой степени.
При аутосомно – рецессивном типе развивается рано, быстро прогрессирует и может сочетаться с другими врожденными заболеваниями.
Врожденная ненаследственная близорукость может быть вызвана заболеваниями или недоразвитием плода и другими причинами. Как правило, все формы врожденной близорукости плохо корректируются линзами. Чтобы не допустить развития амблиопии, таким детям назначают раннее (с1-1,5 лет) ношение очков. Приобретенная близорукость чаще всего появляется в школьном возрасте (у дошкольников встречается крайне редко и прогноз ее неблагоприятный). Количество близоруких школьников увеличивается при переходе из класса в класс. Если в 1-2 классах частота близорукости составляет 3% , то в 3-7 классах 10%, в 7-8 классах – 16%, в 9-11 классах – 20%.

Существует несколько теорий развития близорукости:

?    3-х компонентная теория Аветисова согласно которой в основе усиления рефракции лежит удлинение переднее – задней оси глаза, чему способствуют 3 основных фактора:
а) напряженная зрительная работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации.
б) наследственность
в) ослабление склеры
?    аккомадационно - конверентно гидродинамическая теория развития близорукости Дашевского, в основе усиления рефракции лежит спазм аккомодации.
?    аккомодация – приспособительный механизм органа зрения, обеспечивающий четкое ведение рассматриваемых предметов, находящихся на различном расстоянии от глаза.
   
Причины ослабления аккомодации:

- любое хроническое заболевание организма (на 1 месте – заболевание носоглотки и придаточных пазух)
- родовспоможение в родах (положение щипцов) может вызвать нарушение в шейном отделе позвоночника, что приводит к нарушению кровоснабжения глаза и аккомодационного аппарата.
-  низкое содержание в пище витаминов и микроэлементов
- изменение гормонального фона в пубертатный период
- снижение иммунитета может приводить к ослаблению аккомодации
 
Профилактика близорукости:

Общую профилактику близорукости начинают еще до рождения ребенка. Антенатальная профилактика врожденной и наследственной близорукости включает проведение медико-генетических консультаций, предупреждение внутриутробной инфекции и интоксикации, патологии беременности и родов, недоношенности. В задачу общей профилактики входит также выявление групп риска (детей с ослабленной аккомодацией, часто болеющих и ослабленных детей). Основные мероприятия массовой профилактики проводят в возрасте 7-14 лет. Они включают укрепление здоровья детей и подростков, лечение хронических заболеваний. Обязательно общее закаливание, полноценное питание, повышение физической активности детей. Важное значение имеют соблюдение оптимальных гигиенических условий во время зрительной работы.
 
Организуйте свое рабочее место:
- письменный стол поставьте вблизи окна, чтобы свет падал слева.
- не работайте в сумерках, при недостаточном естественном освещении.        Идеален приглушенный рассеянный свет, поэтому смело включайте настольную лампу с абажуром, которую поставьте слева (мощность лампочки 50-65 ватт), и включите верхнее общее освещение. Это необходимо, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и всей комнатой, тогда глазам не придется постоянно приспосабливаться к различной степени освещенности.
- регулярно вытирайте пыль с абажура
- комнатные цветы не должны мешать естественному освещению, следите за их высотой и расстановкой
- занавески нужны только для того, чтобы загородиться от ярких, прямых солнечных лучей.
 
Следите за осанкой:
- при правильной посадке ноги должны всей ступней быть на полу или подставке, а не висеть
- угол между туловищем и бедром, а также бедром и голенью должен быть прямой
- спина поддерживается спинкой стула
- предплечье свободно опирается на крышку парты или стула
- расстояние от глаз до книги или тетрадки должно быть не менее 30-35 см, проверить его можно, поставив руку локтем на стол, а кончиками  пальцев коснуться виска.

Учитесь давать отдых глазам:
- каждые 25-30 минут после напряженной работы глаз посмотрите в окно, вверх на небо или ненадолго закройте глаза
- после 45 минут работы над приготовлением уроков устройте себе перемену на 5-10 минут
 
Все хорошо в меру:
- не сидите перед телевизором чаще 4-5 раз в неделю (время непрерывного пребывания у экрана – 30-60 мин., расстояние до экрана не менее чем 2-2,5 метра, изображение на экране должно быть четким).
- непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать:
?    для учащихся начальных классов – 15 мин.
?    для учащихся 6-7 классов – 20 мин.
?    для учащихся 8-9 классов – 25 мин.
?    для учащихся старших классов -30 мин.
Оптимальная дистанция от монитора компьютера до глаз -70 см (вытянутая рука).

Используйте физкультминутки для снятия напряжения, накопленного в процессе работы!

Комплекс упражнений для глаз:
- быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая
до 5. Повторите 4-5 раз.
- крепко зажмурьте глаза, считая до 3, откройте их и посмотрите вдаль, считая до 5. Повторите 4-5 раз.
- вытяните правую руку вперед. Не поворачивая голову. Следите глазами за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторите упражнения 4-5 раз.
- посмотрите на указательный палец вытянутой руки, считая до 4, затем переведите взор вдаль, считая до 6. Повторите 4-5 раз.
В среднем темпе проделайте 3-4 круговые движения глазами в правую сторону и столько же – в левую. Расслабьте глазные мышцы, посмотрев вдаль, сосчитав до 6. Повторите упражнения 4-5 раз.

Панасюк Наталья Петровна
Врач–офтальмолог
Филиал Брестская городская детская поликлиника №2
УЗ «Брестская центральная поликлиника», 2011.