logo logo-center Карта сайта
Search



     
 

Плакаты,
изданные в нашей поликлинике





  
 



ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
УВД Брестского облисполкома
по вопросам сообщений
о фактах любых
противоправных действий :
8 (0162) 20 08 16 -
круглосуточно

 

 


 



 


 




Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Психологическая помощь детям в период болезни.

В данной статье хотелось бы уделить внимание такой проблеме: как помочь ребенку, когда он заболел? Детские болезни – это то, к чему никак нельзя привыкнуть, чего хочется избежать любыми средствами, но что все равно нас настигает.
 
С психологической точки зрения ребенок, который заболел во многом отличается от здорового: у него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, либо тревожным, беспокойным, реже беспечно-благодушным. Иногда появляются и упорствуют мысли о тяжести заболевания, его исключительности, о невозможности излечения или, напротив, о его незначительности и несерьёзности.
 
Вспомним, что ребёнок – существо на редкость эмоциональное, в связи с чем, у детей масса психосоматических реакций, и от того, что думает ребёнок о своей болезни, как к ней относится, в большой степени зависит течение его заболевания, прогноз выздоровления.

Надо помнить, что в период болезни у детей нарушается поведение (перестают играть, утрачивается непосредственность общения со взрослыми и детьми). Они могут тяготиться теми ограничениями, которые на них налагает болезнь. В период заболевания нарушаются нормальный рост и развитие ребёнка, он может терять ранее приобретённые навыки и умения.

Внутренняя картина болезни ребенка складывается из: болезненных ощущений – «если болит, значит я действительно болен»; нарушений привычного образа жизни; ограничений в еде, двигательной активности; имеющегося жизненного опыта; мнения родителей о его заболевании.

Практически всегда ребенок склонен оценивать ситуацию со своим заболеванием, опираясь на реакцию родителей. Поэтому, для медицинского работника так важен тесный психологический контакт с родителями ребенка, формирование среды взаимопонимания и сотрудничества в уходе и лечении. В формировании внутренней картины болезни играет и возраст ребенка, его представления о причинах развития заболевания и способах его лечения. Чем младше ребенок, тем сложнее создать правильное восприятие причин заболевания и способов его лечения. То, что для нас с Вами давно известная истина, для большинства детей тайна. Об этом необходимо помнить.

Иногда, неосторожное слово взрослого человека приводит к тому, что в своем заболевании ребенок винит себя (болезнь как расплата за плохое поведение), что серьезно нарушает психоэмоциональное состояние ребенка и значительно замедляет его выздоровление.

Психологический статус заболевшего ребенка часто осложняет, госпитализация, которая, сама по себе, является тяжелым стрессом отрыв от привычной обстановки, отсутствие близких, приводит к наслаиванию одной тяжелой эмоциональной реакции на другую. Прибавьте к этому отсутствие у ребенка четких представлений о причинах его состояния, возможных перспективах его лечения и пребывания в стационаре, и Вы поймете, почему у некоторых детей при выписке из больницы отмечаются нарушения поведения, сна, питания. Поэтому стоит подготовить ребенка, по возможности объяснить ему необходимость госпитализации, а при наличии операции, то и ее суть, рассеять страх перед ней. Он может бояться многого: больницы, инъекций, наркоза, врачей, медсестер. По статистике в 20 % случаев хирургические вмешательства сопровождаются психическими травмами. У многих детей переживание страха, расстройства речи, более инфантильное поведение, расстройства питания и другие изменения наблюдаются после операции более двух недель. Перед операцией «изживать» страхи и тревоги помогают игры со специальными куклами: им «делают уколы», их «лечат», «оперируют», «перевязывают» и т.д. С более старшими детьми полезно проводить занятия по регуляции состояния, в том числе и аутогенную тренировку.

Необходимо отметить некоторые обстоятельства, помогающие ребенку хорошо перенести операцию: хороший контакт с врачами и сестрами, отношение к операции как к вмешательству, поправляющему здоровье и облегчающему развитие в будущем, готовность к контакту в коллективной деятельности с другими детьми, сосредоточение внимания до операции на играх и игрушках, умение в играх выразить активное отношение к предстоящей опасности, способность облегчить свое состояние эмоциональными проявлениями (плачем, криком, гневливостью), преобладание у детей реалистического подхода над фантазиями, связанными с операцией в период ее ожидания.

Итак, первое, что нужно родителям, найти душевное спокойствие. Примириться с ситуацией. Заболел? Что ж, будем лечиться. И будем надеяться, что скоро поправимся.

Болезнь ребенка – это всегда испытание для родителей: переживания, бессонные ночи, напряжение от того, что нужно вовремя дать те или иные лекарства. А уж тем более, если дети болеют часто и подолгу. Но все-таки нужно постараться нервничать в меру, взять себя в руки. Ребенку во время болезни очень важна поддержка родителей, которая заключается не только в своевременной выдаче лекарств. Иногда ребенку становится легче только от того, что мама или папа посидят с ним, погладят по голове. Может быть, можно как-то особенно порадовать его маленьким подарком, приятным сюрпризом, конечно, соблюдая меру. В любом случае, с болеющим ребенком нужно быть рядом. Тем более дети не все могут высказать и объяснить. Родитель, который рядом, быстрее и четче поймет, лучше или хуже становится ребенку от лечения.

Конечно, внимание нужно ребенку не только тогда, когда он нездоров, - иначе у него может выстроиться логическая цепочка: болезнь – забота родителей. И есть риск, что он станет болеть чаще, на подсознательном уровне психологически «настраивая» себя.

Во время болезни ребенка не стоит забывать, что родитель может настоять в тех случаях, где это необходимо. С другой стороны, нельзя все время давить. Жесткость, особенно в состоянии болезни, может приниматься ребенком за нечуткость, порой даже за нелюбовь. Отыскать «золотую середину» поможет родительская интуиция.

Есть родители, у которых дети больны неизлечимыми заболеваниями, например, диабет, болезни сердца. Эти родители постоянно находятся в ситуации «когда ребенок болеет», без надежды, что он поправится, и с постоянным страхом, что ему станет хуже. Главная задача родителей – помогать всеми имеющимися средствами. Надо понять и принять, что с этим вашим малышом – особенный случай. А дальше – готовить его к самостоятельной жизни, к тому, что он сможет участвовать в разных детских мероприятиях, учиться в школе, посещать кружки и секции. Все переживания родителей должны оставаться при них. До маленького человечка нужно только доносить, что, хотя у него есть свои особенности со здоровьем, он самый обычный ребенок. Нужно его учить жить с этими особенностями.

Когда ребенок болеет среди прочих интересных занятий, можно предложить и поиграть в игру «Две стороны одной медали». Ведущий называет отрицательное событие и просит детей оценить его сначала с отрицательной, а потом с положительной стороны. Например: «Я целый месяц пролежала в больнице». Минусы тут налицо: отстала в учебе, чувствовала себя некомфортно. Но можно найти и плюсы! Научилась понимать людей, у которых что-то болит, сочувствовать им. Меня навещали одноклассники — значит, помнят, не забывают. Приобрела много новых подружек… В такие игры полезно играть и родителям. Каждый из нас волен проанализировать, что дала минувшая болезнь: дополнительные ссоры и убитое время или новые интересы, полезные свершения и открытые таланты?

В заключении хочется отметить, что дети обычно не ищут ответов на вопрос «почему я болею?». Им нужны наша любовь, наше внимание, наша поддержка, осознание, насколько они нам дороги. Когда ребенок видит со стороны родителей любовь и ласку в большей степени, чем в обычной жизни, это во многом компенсирует ему ту боль, которую приходится переносить.

Осетрова Е.И.
Психолог
Филиал Брестская городская детская поликлиника №2 
УЗ «Брестская центральная поликлиника», 2016.