logo logo-center Карта сайта
Search



     
 

Плакаты,
изданные в нашей поликлинике





  
 



ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
УВД Брестского облисполкома
по вопросам сообщений
о фактах любых
противоправных действий :
8 (0162) 20 08 16 -
круглосуточно

 

 


 



 


 




Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Оздоровление часто болеющих детей

Комплексная реабилитация часто болеющих детей на всех этапах оздоровления (семья, коллектив, поликлиника, санаторий) включает проведение мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей, а также адекватную терапию острого заболевания.
I. Оптимизация режима дня – важное условие успешного оздоровления детей.
В связи с тем, что у часто болеющих детей  наблюдаются функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению ребенка. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е ночной сон должен быть продолжительностью около 10 часов и обязательным является дневной сон(1-2 часа) или спокойный отдых в зависимости от возраста. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе.

 II. Организация питания часто болеющих детей

В питании часто болеющих детей необходимо использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей. Важно обязательное включение в ежедневный рацион свежих овощей, фруктов и ягод, при недостаточном потреблении которых необходимо использовать витамино-микроэлементные препараты. 

В основу правильного питания должны быть положены следующие принципы:
1. Регулярный  прием  пищи  через  определенные  промежутки  времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания. Это   способствует   установлению   взаимодействия   между   пищевыми центрами и секреторным аппаратом желудочно-кишечного тракта.
2. Питание   ребенка   должно   соответствовать   уровню   его   развития   и функциональным   возможностям   детского   организма   в   конкретный возрастной период.
3. Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в   организм   вместе   с   пищей,   должны   находиться   в   определенном соотношении, а именно: для грудного ребенка -1:3:6; для дошкольника- 1:1:3 (4);
 школьника- 1:1:4 (5).
4. Питание ребенка должно быть индивидуальным, с учетом особенностей организма   ребенка:    состояния   его    здоровья,    реакции    на   пищу, физического развития и др. При организации правильного питания ребенка нельзя забывать об эстетике питания, которая часто является эмоциональным выражением потребности организма в пище, а, следовательно, и аппетита ребенка. Хорошему аппетиту способствует оформление блюд, сервировка стола, привлечение к этому самого ребенка, умение пользоваться столовыми приборами.
Ребенок во время еды должен правильно сидеть за столом. Перед приемом пищи необходимо исключить сильную физическую нагрузку или возбуждающие подвижные игры, т.к. они снижают секрецию пищеварительных соков.
Понятие культура питания включает также умеренность в еде. Эту привычку у детей надо воспитывать с самого раннего возраста.

Основные компоненты пищи.
1. Белки.
Источниками белка является мясо, птица, рыба, яйца, молоко, молочные продукты. Из растительных продуктов много белка содержит соя, фасоль, горох, пшеница. Белки являются основным пластическим материалом, идущим на построение клеток, тканей, органов. Они входят в состав ферментов, гормонов, гемоглобина, иммуноглобулинов, которые обеспечивают иммунитет ребенка.
2. Жиры.
Являются важным источником энергии. За их счет организм ребенка получает более 30% суточной нормы энергии. Жиры выполняют роль запасного питательного материала, способствуют усваиванию жирорастворимых витаминов. В большей степени полезны жиры растительного происхождения. 
3. Углеводы.
Это главный источник энергии. Основные поставщики углеводов следующие: хлеб, крупа, макаронные изделия, картофель, фрукты. Очень полезными в питании являются фрукты, овощи, злаки, так как содержат много пищевых волокон, которые не перевариваются, но при этом способствуют нормальной моторике пищеварительного тракта, задерживают всасывание токсических веществ и усиливают выведение их из организма.
Детское питание в настоящее время перегружено углеводами, содержащимися в сахаре, кондитерских изделиях, сладких фруктовых водах. Излишки данных веществ обладают способностью переходить в жир, тем самым способствуют ожирению ребенка, снижению показателей иммунитета, реактивных изменений в поджелудочной железе.
4. Витамины.
Необходимы для правильного роста ребенка, течения процессов обмена веществ. Дефицит витаминов связан с недостаточным количеством в рационе ребенка овощей, фруктов, круп, мяса, рыбы; а также в связи с неправильной кулинарной обработкой.
5. Минеральные вещества.
Они необходимы для всех химических реакций в организме. Ребенок получает минеральные вещества с продуктами, как животного, так и растительного происхождения.

Здоровье взрослого человека закладывается смолоду. Привычки правильного питания, заложенные в детстве, на самых ранних этапах развития (1-2года), очень прочны. Формируйте вкусы ваших детей, так как это залог здоровья и гармоничного развития человека.


Детям с пищевой аллергией необходимо соблюдать диету с исключением продуктов, содержащих причинно-значимые аллергены, что позволяет предупредить манифестацию аллергии, в свою очередь, предрасполагающей к частым респираторным заболеваниям. 

 III. Закаливание

Одним из основных методов повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служит закаливание.

Установлено, что ребенок, регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо реже болеет, легче переносит любое заболевание, быстрее выздоравливает. Дети становятся более жизнерадостными, дисциплинированными, лучше учатся в школе.  
Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Максимальная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10-20 минут, гораздо важнее ее повторность и постепенность. Если ребенка содержат в тепличных условиях, закаливание эффекта не даст. Важно создать стимулирующее температурное окружение: соответствующую погоде одежду, нормальную температуру в квартире (18-20°C днем и на 2-4°Cниже ночью). Уже с 1-го года следует приучить ребенка к прогулкам (до 4 часов в сутки), избегая при этом излишне теплой одежды.

Начинать закаливание надо с первых недель жизни - это воздушные ванны во время пеленания, гимнастики, перед купанием. Для этого ребенка оставляют на воздухе раздетым на несколько минут при температуре 22°С с последующим постепенным снижением  до 20 °С в возрасте 2-3 мес. и 18°С к 4-6 мес. Для закаливания следует использовать и купание: по окончании ванны уместно облить ребенка водой с температурой на 2-4°С ниже, чем вода в ванне, т.е. начать с t 32-34°C, снижая ее каждые 2-3 дня на 2°С. При таком темпе снижения t воды за месяц может достичь 18°С, для грудного ребенка опускать ее ниже не следует. После обливания ребенка следует растереть полотенцем.
Плавание в бассейне закаляет не столько само по себе, сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.
К обливанию после ванны (2-3 раза в неделю) можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с t воды 27-28°С, снижая ее каждые 1-2 дня на 2-3°С до конечной температуры 16°С.Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40 °С в течение 30-40 секунд) холодной (15-16°С) - удлиняя ее воздействие на 15-20 секунд. Доводить холодовые воздействия до неприятных недопустимо из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоцииДля дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14-15°С, а затем разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату. 
Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного воздействия, для детей раннего возраста температура в сауне должна быть около 90°С, длительность пребывания постепенно доводят до 10 минут, сидя на 2-й ступеньке. В русской бане используют более низкие температуры (от 60°С с экспозицией 2-3 минуты до 80°С в течение 6-8 минут). За один сеанс дети посещает парную 2-3 раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают в бассейне с температурой около 25°С. Закаливание после нетяжелого ОРЗ можно возобновить через 7-10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней - через 2 недели, а после 10 дневной лихорадки - через 3-4 недели.

Важным этапом реабилитации часто болеющих детей является санация очагов хронической инфекции.

Основным методом повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служит своевременная вакцинация.